О проекте - Об авторе проекта

Об авторе проекта

Я, Александр Матвеевич Моисеев (в некоторых кругах – «Матвеич»), родился 20 марта 1953 г. в Прибалтике, в чудесном г. Таллинне, в семье кадрового офицера-подводника и учительницы истории, с 1960 г. живу в Москве.

Закончил (с золотой медалью) среднюю школу 161 (1970 год), наш класс до сих пор встречается по первым субботам февраля, что для меня – важный критерий высокого качества нашей школы.

Потом поступил на исторический факультет  МГПИ имени Ленина (ныне – МПГУ), незадолго до его окончания начал преподавать историю в школах Москвы. Поэтому, если считать общий педагогический стаж: в школе,  системе повышения квалификации и в  вузах,  выходит почти 42 года... А если добавить годы обучения в школе, то непрерывный стаж жизни в образовании превысит 50 лет...

Успешно сдав первый вступительный экзамен (по истории), был как медалист (была такая практика) сразу зачислен на первый курс и сразу записался в комитете комсомола  МГПИ в стройотряд в Калининскую (ныне – Тверская) область, на озеро Селигер,   благо – август только начинался, там начал месить и подавать более опытным бойцам раствор на стройке и сочинять песенки. На первый курс в сентябре пришел в стройотрядовской форме, в значках и нашивках – конкурентное преимущество... 

В вузе, как и в школе,  был отличником, но не «ботаником», поэтому не меньше общения  с блестящими профессорами и преподавателями (Э.Н.Бурджаловым, В.С.Виргинским, В.Б.Кобриным, Д.И.Дубровским, М.Г.Гуревичем, В.Ф.Семеновым, Н.Ф.Мурыгиной, Л.С.Саплиной, Д.И.Козловой, Г.С.Кучеренко, И.Е.Ивановым, Л.В.Страховым и другими), ценил дружбу с однокурсниками,  работу по выпуску факультетской газеты «Историк», которая делалась на листах ватмана и  длина которой в лучшие годы достигала 8 метров (при вечной конкуренции с газетой дружественно-конкурирующего филфака «Словесник», традиционно вывешиваемой на стене напротив) и, конечно,  возможность каждое лето ездить в студенческие стройотряды.

Среди тех, с кем довелось учиться в одно время, немало известных людей – ученый и один из лучших директоров школ – Евгений Ямбург (у него как учителя истории я проходил школьную практику на старших курсах, ездил с его классом в поездки  по стране, а через 20 с лишним лет Евгений Александрович защищал на базе нашей научной лаборатории в ИУО РАО свою докторскую диссертацию), известный руководитель образования и издатель – Александр Киселев; директор школы АПН СССР в Горках Ленинских Ефим Шаргородский (светлая память), блестящий учитель истории – Гриша Плоткин; один из лидеров демократического движения 90-х Сергей Станкевич (Сережа был «бойцом» стройотряда в Целиноградской области, я – комиссаром, там состоялось знакомство), публицисты Анатолий Берштейн и Георгий Янсюкевич.

Наш курс дал стране выдающегося  методиста истории, обществоведения,  москвоведения, блестящего лектора, автора учебников, организатора  всероссийских олимпиад,  а до этого – наших  студенческих «капустников» (нынешние КВН и Камеди Клаб, боюсь, были на уровень ниже по классу и вкусу)  и просто замечательного человека, моего друга, профессора Сергея Козленко (1951-2012 – светлая память)...

Среди выпускников курса: учителя и директора школ, бывшие депутаты Госдумы и заместители министров РФ, лидеры профсоюзов, журналисты, социологи,  работники телевидения, офицеры и генералы, доценты и профессора...  Кого-то уже нет, многие уже на пенсии, но большинство еще в рабочем строю и неплохой форме.

Очень свежо помню свой  первый урок, еще в качестве пятикурсника МГПИ,  в 4-м классе, когда дети сразу после стартового звонка, не особо обращая внимание на молодого педагога,  начали громко орать и драться между собой.

В дальнейшем всегда больше любил и люблю работать с более взрослой публикой – от девятиклассников и студентов – до руководителей школ и органов управления образованием...

Распределился после окончания МГПИ по собственной инициативе (справка для молодежи – в тот период выпускников педвузов государство распределяло на работу в разные концы страны; у отличников и семейных было свободное распределение, а я был и отличником, и семейным) в прославленную столичную школу 201 имени Зои и Александра Космодемьянских, где в 1975-1978 гг. учил старшеклассников истории и обществоведению и был организатором воспитательной работы. Там учился у великих педагогов – директора школы Н.А.Борисова, завуча Н.В.Красильщиковой (будучи старше меня на 44 года и не одобряя некоторых смелых, на ее взгляд, методов работы со старшеклассниками, она многое прощала мне, поскольку считала, что у меня «лошадиная память», что из ее уст звучало как суперкомплимент),  словесников З.Н.Кулаковой и В.А.Коряевой... 

Работая  в школе, возил детей  в походы и трудовой лагерь,  начал печататься в педагогических газетах, помню, на мой урок обществоведения приехал журналист из «Московской комсомольца» Александр Аронов, известный поэт (Помните: «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь!»), после урока спорили с ним о правых и левых уклонах в революции...

Попал в поле зрения методистов городского института усовершенствования учителей, в итоге в 1978 г. был приглашен на работу  в недавно открывшуюся на базе МГИУУ лабораторию АПН СССР, созданную академиком Ю.К.Бабанским (1927-1987) для внедрения в практику школ идей оптимизации учебно-воспитательного процесса – одно из первых в стране научных подразделений внедренческого типа, сочетавших разработку фундаментальных концептуальных идей и работу по их  продвижению в школы.

С этого момента стал активным лектором системы повышения квалификации работников образования, причем работал и по вопросам общей дидактики, и по вопросам методики преподавания любимого предмета – обществоведения, а позднее – по широкому кругу вопросов управления школой.  Тут стаж выходит порядка 38 лет.

Профиль лаборатории определил первую область научного интереса, которой стала дидактика – требования к уроку, самоанализ урока, комплексное планирование задач обучения, проведение педагогических консилиумов, выбор оптимальных методов обучения, воспитание в процессе обучения и т.п.

Несмотря на постоянные и очень интенсивные поездки по всей стране с лекциями и семинарами по оптимизации образовательного процесса, а возможно, во многом и благодаря таким поездкам,  в 1986 г. была защищена диссертация по теме: «Формирование у учителей умения комплексно осуществлять воспитательные задачи обучения».

Руководителем работы был мой учитель в науке и вечный пример для подражания – Ю.К.Бабанский, вице-президент АПН СССР. К сожалению, Юрий Константинович ушел от нас в 1987 г., прожив всего 60. Если бы не эта безвременная кончина, уверен, что судьба АПН СССР и  педагогической науки в нашей стране могла бы сложиться иначе и намного более достойно...

В лаборатории довелось работать с интересными людьми: например, с  автором школьных учебников по новой истории Александром Петровичем Аверьяновым, настоящим русским интеллигентом, прекрасным знатоком истории и большим шутником, уверявшим, что его знал сам товарищ Ленин,  но вот он товарища Ленина – не помнит (отец Александра Петровича – большевик, в 1911 году учился в эмиграции в знаменитой партийной школе в Лонжюмо под Парижем, так что вполне возможно, что  Ильич мог после занятий  гладить по умной головке шустрого четырехлетнего мальчугана, сына товарища по партии. Так что – может быть историческим фактом)...

С академиком РАО Марком Максимовичем Поташником, у которого было чему поучиться, и надеюсь,  многому удалось  научиться,  мы проработали вместе больше 20 лет...

Еще при жизни Ю.К.Бабанского (1986) наша лаборатория перешла в новый, только что созданный тогда институт АПН СССР – НИИ управления и экономики народного образования, с 1992 (Институт управления образованием РАО).

В 1992 г. руководить институтом стал Валерий Семенович Лазарев, ныне академик РАО,  в плане развития науки управления считаю себя его соратником и последователем.

В 1994-2000 я был в этом институте руководителем лаборатории управления образовательными учреждениями, внеся посильный вклад в осуществление мирной революции, которая привела к созданию отечественного образовательного менеджмента как относительно самостоятельной научной дисциплины в рамках комплекса образовательно-ориентированных наук. За период работы в ИУО РАО приложил руку к ряду важных, базовых публикаций по управлению школой.

В 2001-2004 работал в Институте педагогических инноваций РАО под руководством крупного психолога, член-корр. РАО В.И.Слободчикова....

С 2004 г. с группой коллег оказался у истоков создания нового регионального вуза Московской области – «Академии социального управления», в котором  проработал до осени 2016 года, сначала начальником Центра стратегических разработок, а с 2005 г. – проректором по инновациям и проектам.

В Академии опубликованы главные книги проекта, родилась и начала реализовываться его идея. Но вышло так, что  активное развертывание проекта оказалось сложно совмещать с административной работой.

И поэтому я принял решение вернуться к любимой и привычной научной, проектной, преподавательской, консультационой работе - без занятия руководящих кресел.

С 1979 г. начал публиковаться в научной печати, на данный момент опубликовано немногим более 500 научных работ.

Области моих научных интересов:  методика преподавания обществоведения в школе, дидактика, современный урок, оптимизационный подход в образовании, методическая и научно-методическая работа в школе, управление школой, управление развитием, нововведения во внутришкольном управлении, системы управления в школе, проектирование таких систем, программы развития школы, государственно-общественное управление школой, школьные управляющие советы, обучение общественных управляющих, проектное управление школой, стратегическое управление школой, освоение новшеств и его внешняя поддержка, понятийный аппарат и словари по управлению школой.

Побывал по профессиональной линии с лекциями, обучающими и проектными семинарами для работников образования во многих местах – в  62  (из имеющихся 85) регионах России, а также в Украине, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Литве, Монголии, Вьетнаме, Болгарии. 

Был участником, экспертом, руководителем  свыше 150 международных, федеральных и региональных образовательных проектов и конкурсов, включая и наиболее масштабные проекты, во многом определившие стратегию развития общего образования в России.

Поспособствовал как научный руководитель защите 8 кандидатских диссертаций своих учеников-аспирантов.

Доцент (1994), почетный работник высшего профессионального образования РФ (2012), член-корреспондент МАНПО (2014).

Отмечен рядом наград Губернатора Московской области: именной премией (2006), премией  «За достижения в области образования» (2007), знаком «Благодарю» (2013).

Что точно люблю и что, как мне кажется, умею, делать?

Читать лекции, вести семинары, работать в команде, делать проекты и руководить проектными командами, отвечать на вопросы, писать тексты, заниматься аналитикой и планированием, популяризировать и понятно объяснять сложные вопросы науки, разбираться в понятиях, давать советы и консультации, экспертировать программы и проекты...

Надеюсь воплотить сохранившийся интерес к делу, имеющиеся замыслы, идеи, опыт  и умения в нашем проекте.

Яндекс.Метрика

© 2016 Александр Матвеевич Моисеев. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.