О проекте
Инновационный образовательный внедренческий проект «Эффективное развитие общеобразовательных организаций на основе освоения и реализации стратегического подхода к управлению» осуществляется с марта 2016 года и рассчитан на 2-3 учебных года.
Автором и руководителем проекта является А.М.Моисеев, известный специалист по образовательному менеджменту, ведущий научный сотрудник Института системных проектов МГПУ, профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления».
Сфера действия проекта – система общего образования в части начального, основного, среднего образования и представляющие ее общеобразовательные организации – школы. При этом проект адресован прежде всего субъектам систем внутришкольного управления, руководителям и администрациям школ, коллегиальным органам управления, школьным проектным командам.
Образовательный характер проекта означает, с одной стороны – его развертывание в системе образования как сфере действия и направленность на развитие образования, школы, а с другой стороны – фиксирует, что одной из функций проекта является содействие дополнительному профессиональному образованию кадров, прежде всего – управленческих.
Глобальная цель проекта – содействовать повышению эффективности процессов инновационного развития общеобразовательных организаций в интересах повышения общей результативности жизнедеятельности школ, достижения ими стратегического успеха.
Конкретные цели проекта:
на основе освоения стратегического подхода к управлению обеспечить проектирование, построение и запуск внутришкольных систем стратегического управления, нацеленных на эффективное развитие общеобразовательных организаций;
обеспечить силами этих систем при поддержке команды проекта разработку и запуск обновленных стратегических программ эффективного развития общеобразовательных организаций.
Задачи проекта:
привлечь внимание образовательного и научного сообщества к значимости и актуальности темы проекта;
выявить регионы и школы, лидирующие в вопросах разработки и освоения стратегического подхода к управлению, эффективного развития школ, повышения качества программ развития школ;
создать проектное сообщество, активно, совместно и целеустремленно работающее для достижения целей и задач проекта;
стимулировать полномасштабное освоение стратегического подхода к управлению на уровне школы;
запустить апробацию научно-методических оснований работы по теме (книги);
содействовать профессиональному развитию, формированию профессиональной компетентности управленческих кадров по вопросам стратегического управления и эффективного развития школ;
запустить процессы анализа ситуации в школах и потребностей школ в эффективном непрерывном развитии;
сформировать в системе общего образования сетевое сообщество субъектов, заинтересованных в повышении эффективности развития школ, освоении стратегического подхода к управлению, обеспечить коммуникации между этим и субъектами;
запустить процессы создания площадок по данной тематике, формирования их сетей;
запустить школьные внедренческие проекты по общей теме и проекты поддержки этих проектов на областном и муниципальном уровнях;
обеспечить совершенствование и развитие концептуального, научно-методического обеспечения практики по теме проекта;
повысить качество практико-ориентированных научных разработок по данной теме;
повысить качество стратегических документов школ и процесса их разработки;
развернуть выращивание опыта стратегического управления школой и их эффективного развития, обеспечить его описание и введение в научный оборот;
обеспечить диссеминацию положительных результатов и эффектов проекта, их распространение за пределы круга участников проекта;
развернуть в общем образовании движение за освоение стратегического подхода к управлению и эффективное развитие школ;
обеспечить повышение эффективности процессов инновационного развития школ;
обеспечивать информационное сопровождение и продвижение хода и результатов проекта;
своевременно подводить итоги выполнения этапов и шагов проекта, осуществлять мониторинг, анализ и оценку его хода и результатов.
К осуществлению проекта имеют отношение широкие социальные группы в системе образования и за ее пределами.
Участники проекта:
организаторская команда проекта, инициирующая проект, разрабатывающая его концептуальные и технологические основы, организующая коммуникации и управление проектом;
школьные проектные стратегические команды, включающие директоров школ, представителей школьной администрации, членов коллегиальных органов управления школой, педагогов, школьников, общественников и представляющие коллективы общеобразовательных организаций.
Мы исходим из того, что по мере погружения в проект все его участники становятся и активными субъектами функционирования проекта и его развития.
Структуры и субъекты наблюдения, поддержки и сопровождения проекта:
региональные и муниципальные органы управления образованием;
методические службы системы образования;
вузы, ИПК, ИРО, ИУУ;
профессиональные ассоциации;
общественные организации;
отдельные эксперты и консультанты по управлению образованием;
образовательные СМИ;
другие организации и лица, заинтересованные в реализации проекта и заявившие об этом команде проекта.
Перечисленные здесь структуры и субъекты могут выступать и как активные организаторы работы и субъекты поддержки сопровождения деятельности школьных команд, участвующих в проекте на своей территории, и как активные и заинтересованные наблюдатели; возможны и другие варианты их отношения к проекту и взаимодействия с ним.
Концептуальные основы проекта образуют работы, обосновывающие:
системно-целевой подход к управлению развитием общеобразовательных организаций (В.С.Лазарев, М.М.Поташник, А.М.Моисеев, О.М.Моисеева и др.);
стратегический подход к управлению школой как средство и условие ее эффективного развития (А.М.Моисеев)
Характеристики проекта. Наш проект разворачивается как:
многоцелевой и многофункциональный;
открытый, живой, развивающийся;
добровольческий;
инновационный;
авторский, опирающийся на конкретные научные разработки;
коллективный;
сетевой;
некоммерческий;
народный (но с сохранением авторского вклада каждого участника, если он имеет место).
Ресурсы проекта на момент старта:
мотивированная команда проекта;
мотивированные на участие в проекте школьные стратегические команды;
подготовленные командой проекта и доступные участникам проекта книги по теме проекта;
сайт проекта.
Ресурсы проекта, появляющиеся в процессе его реализации:
новые разработки проектной команды;
расширение состава участников проекта, интенсификация сетевых коммуникаций в проекте;
постоянно обновляемые консультации и рекомендации для участников на сайте;
информация о результатах опросов;
модельные проектные решения для проектирования систем стратегического управления в школах-участницах проекта;
постоянно обновляемые творческие технические задания;
продукты и результаты обсуждений на сайте, ответы на вопросы;
продукты и результаты выполнения участниками творческих технических заданий от проекта с комментариями от команды проекта, в том числе:
результаты рецензирования книг и других материалов проекта;
проектные разработки школьных команд;
результаты выполнения микроисследований;
результаты опытной проверки рекомендаций по разработке отдельных компонентов управляющих систем и программ развития школ;
выполненные упражнения;
описания опыта и т.д.;
общественная и административная поддержка.
В ходе осуществления проекта будут предприниматься усилия для получения финансовых ресурсов путем:
обращения за грантовой поддержкой в различные фонды;
включения школ-участниц проекта на конкурсной основе в состав региональных инновационных площадок с получением финансирования из соответствующих бюджетов (если таковое предусмотрено нормативной базой региональных систем образования);
получения школами-участницами проекта региональных грантов на конкурсной основе;
осуществления краудфандинговых акций при возникновении в ходе проекта обоснованных расходов, требующих компенсации;
поиска спонсоров.
Логика и этапы реализации проекта.
Старт участников проекта из разных школ и регионов будет осуществляться постепенно и несинхронно, по мере получения информации о проекте и определения своей готовности к включения в него, что потребует от команды проекта специальной работы по обеспечению относительно согласованного и синхронного продвижения разных групп участников по этапам проекта.
В таких условиях при приобретении проектом широкого географического размаха и значительном количестве его участников для определенного прогресса в достижении поставленных целей понадобится не менее 2-3 лет.
Реализация проекта предполагает наличие пяти взаимосвязанных логических этапов:
1 этап – стартовый.
2 этап –подготовительный.
3 этап – экспертная апробация базовой модели системы стратегического управления школой.
5 этап – рефлексивно-диссеминационный.
При этом границы между логическими этапами являются достаточно условными и многие задачи решаются сразу на нескольких этапах проекта.
1 этап – стартовый.
школы (школьные стратегические команды) регистрируются для участия в проекте;
пройдя регистрацию, школы получают стартовые материалы проекта, обеспечивающие целеустремленное освоение школами стратегического подхода к управлению как новшества (книги по теме, инструменты для самодиагностики готовности школ к участию в проекте);
школьные команды «обживают» ресурсы сайта, начинают активно участвовать в событиях проекта, в формулировании вопросов и предложений, участвуют в форумах, он-лайн и офф-лайн опросах;
2 этап – подготовительный.
руководство школ организует изучение материалов проекта в школьном сообществе, прежде всего – в команде управленцев и школьной проектной команде, самообразование;
по итогам чтения готовятся и направляются в команду проекта рецензии, отзывы на присланные материалы, вопросы, замечания и предложения, содействующие совершенствованию рекомендаций, предлагаемых командой проекта;
школы заявляют о заинтересованности в выполнении «технических заданий» по линии проекта, приступают к их выполнению, направляют результаты работы в команду проекта;
команда проекта обеспечивает с помощью ресурсов и сервисов сайта поддержку и сопровождение школ;
школьные сообщества оценивают свои желание и готовность включиться во внедрение (освоение) подходов, предлагаемых в ходе проекта;
школы формируют свои проектные портфолио для отражения хода и результатов своего участия в проекте.
3 этап – экспертная апробация базовой модели системы стратегического управления школой.
после представления на сайте проекта базовой модели системы стратегического управления школой (ожидается в конце 2016 года) школьные команды включаются в выполнение специальных технических заданий по модели и экспертную оценку предложенной модели;
организуется обсуждение модели в проектном сообществе;
по результатам обсуждения в базовую модель вносятся необходимые коррективы;
школы извещают команду проекта о своей готовности к работе на основном, разработческо-внедренческом этапе (предполагаемое «ядро» проектной активности составят 70-100 школьных команд).
командой проекта с учетом активности и пожеланий школ определяются и согласовываются состав школ для более глубокой и экспериментальной по своей сути проектной и внедренческой работы;
эти школы включаются в построение на основе предложенной проектом базовой модели своих уникальных внутришкольных систем стратегического управления, которые затем становятся предметом обсуждения со стороны участников проекта;
школы разрабатывают силами систем стратегического управления при широком участии всех членов школьных сообществ обновленные программы своего эффективного развития (с учетом всех современных задач и требований);
команда проекта через сайт оказывает комплексную поддержку экспериментальной проектной работе школ;
в части регионов и районов команда проекта помогает МОУО и ММС осуществлять поддержку школ-участниц;
создаются сетевые внедренческие площадки.
5 этап – рефлексивно-диссеминационный.
выявляются результаты проекта, лучшие практики, представляющие интерес и ценность для других школ и регионов;
организуется описание таких результатов;
создаются центры (точки) распространения опыта, стажировочные площадки;
результаты проекта включаются в содержание дополнительных профессиональных программ, реализуемых в системе ДПО и т.д.
Реализация проекта широко опирается на опыт ряда крупных проектов, осуществленных ранее в отечественной системе образования, опыт работы созданных в их рамках стажировочных и иных площадок, но одновременно – с учетом важных особенностей и отличий от этих проектов, к которым относятся:
общественный (а не государственный) характер инициирования проекта и его управления;
сетевой характер коммуникаций;
добровольность участия в проекте с возможностью выхода из проекта без штрафных санкций;
отсутствие на старте конкурсных процедур для определения участников проекта;
отсутствие на старте государственной финансовой поддержки участников проекта;
отсутствие государственного контроля и отчетности (контроль и взаимоконтроль носит общественный характер);
повышенное значение таких факторов, как взаимное доверие, постоянное согласование позиций, моральная ответственность участников за общее дело.