О проекте - О проекте

О проекте

Инновационный образовательный внедренческий проект  «Эффективное развитие общеобразовательных организаций на основе освоения и реализации стратегического подхода к управлению» осуществляется с марта 2016 года и рассчитан на 2-3 учебных года.

Автором и руководителем проекта является А.М.Моисеев, известный специалист по образовательному менеджменту, ведущий научный сотрудник Института системных проектов МГПУ, профессор кафедры образовательного менеджмента  ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления».

Сфера действия проекта – система общего образования в части начального, основного, среднего образования и представляющие ее общеобразовательные организации – школы. При этом проект  адресован прежде всего субъектам систем внутришкольного управления, руководителям и администрациям школ, коллегиальным органам управления, школьным  проектным командам.

Образовательный характер проекта означает,  с одной стороны – его развертывание в системе образования как сфере действия и направленность на развитие образования, школы, а с другой стороны – фиксирует, что одной из функций проекта является содействие дополнительному профессиональному образованию кадров, прежде всего – управленческих.

Глобальная цель проекта – содействовать повышению эффективности процессов инновационного развития общеобразовательных организаций в интересах повышения общей результативности жизнедеятельности школ, достижения ими стратегического успеха.

Конкретные цели проекта:

на основе освоения стратегического подхода к управлению обеспечить проектирование, построение и запуск внутришкольных систем стратегического управления, нацеленных на эффективное развитие общеобразовательных организаций;

обеспечить силами этих систем при поддержке команды проекта разработку и запуск обновленных стратегических программ эффективного развития общеобразовательных организаций.

Задачи проекта:

привлечь внимание образовательного и научного сообщества к значимости и актуальности темы проекта;

выявить регионы и школы, лидирующие в вопросах разработки и освоения стратегического подхода к управлению, эффективного развития школ, повышения качества программ развития школ;

создать проектное сообщество, активно, совместно и целеустремленно работающее для достижения целей и задач проекта;

стимулировать полномасштабное освоение стратегического подхода к управлению на уровне школы;

запустить апробацию научно-методических оснований работы по теме (книги);

содействовать профессиональному развитию, формированию профессиональной компетентности управленческих кадров по вопросам стратегического управления и эффективного развития школ;

запустить процессы анализа ситуации в школах и потребностей школ в эффективном непрерывном развитии;

сформировать в системе общего образования сетевое сообщество субъектов, заинтересованных в повышении эффективности развития школ,  освоении стратегического подхода к управлению, обеспечить коммуникации между этим и субъектами;

запустить процессы создания площадок по данной тематике, формирования их сетей;

запустить школьные внедренческие проекты по общей теме и проекты поддержки этих проектов на областном и муниципальном уровнях;

обеспечить совершенствование и развитие концептуального, научно-методического обеспечения практики по теме проекта;

повысить качество практико-ориентированных научных разработок по данной теме;

повысить качество стратегических документов школ и процесса их разработки;

развернуть выращивание опыта стратегического управления школой и  их эффективного развития,  обеспечить его описание и введение в научный оборот;

обеспечить диссеминацию положительных результатов и эффектов проекта, их распространение за пределы круга участников проекта;

развернуть в общем образовании движение за освоение стратегического подхода к управлению  и эффективное развитие школ;

обеспечить повышение эффективности процессов инновационного развития школ;

обеспечивать информационное сопровождение и продвижение хода и результатов проекта;

своевременно подводить итоги выполнения этапов и шагов  проекта, осуществлять мониторинг, анализ и оценку его хода и результатов.

К осуществлению проекта имеют отношение широкие социальные группы в системе образования и за ее пределами.

Участники проекта:

организаторская команда проекта, инициирующая проект, разрабатывающая его концептуальные и технологические основы, организующая коммуникации и управление проектом;

школьные проектные стратегические команды, включающие директоров школ, представителей школьной администрации,  членов коллегиальных органов управления школой, педагогов, школьников, общественников и представляющие коллективы общеобразовательных организаций.

Мы исходим из того, что по мере погружения в проект все его участники становятся и активными субъектами функционирования проекта и его развития.

Структуры и субъекты  наблюдения, поддержки и сопровождения проекта:

региональные и муниципальные органы управления образованием;

методические службы системы образования;

вузы, ИПК, ИРО, ИУУ;

профессиональные ассоциации;

общественные организации;

отдельные эксперты и консультанты по управлению образованием;

образовательные СМИ;

другие организации и лица, заинтересованные в реализации  проекта и заявившие об этом команде проекта.

Перечисленные здесь структуры и субъекты могут выступать и как активные организаторы работы и субъекты поддержки сопровождения деятельности школьных команд, участвующих в проекте на своей территории, и как активные и заинтересованные наблюдатели; возможны и другие варианты их отношения к проекту и взаимодействия с ним.

Концептуальные основы проекта образуют работы, обосновывающие:

системно-целевой подход к управлению  развитием общеобразовательных организаций (В.С.Лазарев, М.М.Поташник, А.М.Моисеев, О.М.Моисеева и др.);

стратегический подход к управлению  школой как средство и условие ее эффективного развития (А.М.Моисеев)

Характеристики проекта. Наш проект разворачивается как:

многоцелевой и многофункциональный;

открытый, живой, развивающийся;

добровольческий;

инновационный;

авторский, опирающийся на конкретные научные разработки;

коллективный;

сетевой;

некоммерческий;

народный (но с сохранением авторского вклада каждого участника, если он имеет место).

Ресурсы проекта на момент старта:

мотивированная команда проекта;

мотивированные на участие в проекте школьные стратегические команды;

подготовленные командой проекта и доступные участникам проекта книги по теме проекта;

сайт проекта.

Ресурсы проекта, появляющиеся в процессе его реализации:

новые разработки проектной команды;

расширение состава участников проекта, интенсификация сетевых коммуникаций в проекте;

постоянно обновляемые консультации и рекомендации для участников на сайте;

информация о результатах опросов;

модельные проектные решения для проектирования систем стратегического управления в школах-участницах проекта;

постоянно обновляемые творческие технические задания;

продукты и результаты обсуждений на сайте, ответы на вопросы;

продукты и результаты выполнения участниками творческих технических заданий от проекта с комментариями  от команды проекта, в том числе:

результаты рецензирования книг и других материалов проекта;

проектные разработки школьных команд;

результаты выполнения микроисследований;

результаты опытной проверки рекомендаций по разработке отдельных компонентов управляющих систем и программ развития школ;

выполненные упражнения;

описания опыта и т.д.;

общественная и административная поддержка.

В ходе осуществления проекта будут предприниматься усилия для получения финансовых ресурсов путем:

обращения за грантовой поддержкой в различные фонды;

включения школ-участниц проекта на конкурсной основе в состав региональных инновационных площадок с получением финансирования из соответствующих бюджетов (если таковое предусмотрено нормативной базой региональных систем образования);

получения школами-участницами проекта региональных грантов на конкурсной основе;

осуществления краудфандинговых акций при возникновении в ходе проекта обоснованных расходов, требующих компенсации;

поиска спонсоров.

Логика и этапы реализации проекта.

Старт участников проекта из разных школ и регионов будет осуществляться постепенно и несинхронно, по мере получения информации о проекте и определения своей готовности к включения в него, что потребует от команды проекта специальной работы по обеспечению относительно согласованного и синхронного продвижения разных групп участников по этапам проекта.

В таких условиях при приобретении проектом широкого географического размаха и значительном количестве его участников для определенного прогресса в достижении поставленных целей понадобится не менее 2-3 лет.

Реализация проекта предполагает наличие пяти взаимосвязанных логических  этапов:

1 этап – стартовый.

2 этап –подготовительный.

3 этап – экспертная апробация базовой  модели системы стратегического управления школой.

5 этап –  рефлексивно-диссеминационный.

При этом границы между логическими этапами являются достаточно условными и многие задачи решаются сразу на нескольких этапах проекта.

1 этап – стартовый.

школы (школьные стратегические команды) регистрируются для участия в проекте;

пройдя регистрацию, школы получают стартовые материалы проекта, обеспечивающие целеустремленное освоение школами стратегического подхода к управлению как новшества (книги по теме, инструменты для самодиагностики готовности школ к участию в проекте);

школьные команды «обживают» ресурсы сайта, начинают активно участвовать в событиях проекта,  в формулировании вопросов и предложений, участвуют в форумах, он-лайн и офф-лайн опросах;

2 этап – подготовительный.

руководство школ организует изучение материалов проекта в школьном сообществе, прежде всего – в команде управленцев и школьной проектной команде, самообразование;

по итогам чтения готовятся  и направляются в команду проекта  рецензии, отзывы  на присланные материалы, вопросы, замечания и предложения, содействующие совершенствованию рекомендаций, предлагаемых командой проекта;

школы заявляют о заинтересованности в выполнении «технических заданий» по линии проекта, приступают к их выполнению, направляют результаты работы в команду проекта;

команда проекта обеспечивает с помощью ресурсов и сервисов сайта поддержку и сопровождение школ;

школьные сообщества оценивают свои желание и готовность включиться во внедрение (освоение) подходов, предлагаемых в ходе проекта;

школы формируют свои проектные портфолио для отражения хода и результатов своего участия в проекте.    

3 этап – экспертная апробация базовой  модели системы стратегического управления школой.

после представления на сайте проекта базовой  модели системы стратегического управления школой  (ожидается в конце 2016 года) школьные команды включаются в выполнение специальных технических заданий по модели и экспертную оценку предложенной модели;

организуется обсуждение модели в проектном сообществе;

по результатам обсуждения в базовую модель вносятся необходимые коррективы;

школы извещают команду проекта о своей готовности к работе на основном, разработческо-внедренческом этапе (предполагаемое «ядро» проектной активности составят 70-100  школьных команд).

командой проекта с учетом активности и пожеланий школ определяются и согласовываются состав школ для более глубокой и экспериментальной по своей сути проектной и внедренческой работы;

эти школы включаются в построение  на основе предложенной проектом  базовой модели своих  уникальных внутришкольных систем стратегического управления, которые затем становятся предметом обсуждения со стороны участников проекта;

школы разрабатывают силами систем стратегического управления при широком участии всех членов школьных сообществ обновленные программы своего эффективного развития (с учетом всех современных задач и требований);

команда проекта через сайт оказывает комплексную поддержку экспериментальной проектной работе школ;

в части регионов и районов команда проекта помогает МОУО и ММС осуществлять поддержку школ-участниц;

создаются сетевые внедренческие площадки.

5 этап –  рефлексивно-диссеминационный.

выявляются результаты проекта, лучшие практики, представляющие интерес и ценность для других школ и регионов;

организуется описание таких результатов;

создаются центры (точки) распространения опыта, стажировочные площадки;

результаты проекта включаются в содержание дополнительных профессиональных программ, реализуемых в системе ДПО и т.д.

Реализация проекта широко опирается на опыт ряда крупных проектов, осуществленных ранее в отечественной системе образования, опыт работы  созданных в их рамках стажировочных и иных площадок, но одновременно – с учетом важных особенностей и отличий от этих проектов, к которым относятся:

общественный (а не государственный) характер инициирования проекта и его управления;

сетевой характер коммуникаций;

добровольность участия в проекте с возможностью выхода из проекта без штрафных санкций;

отсутствие на старте конкурсных процедур для определения участников проекта;

отсутствие на старте  государственной финансовой поддержки участников проекта;

отсутствие государственного контроля и отчетности (контроль и взаимоконтроль носит общественный характер);

повышенное значение таких факторов, как взаимное доверие, постоянное согласование позиций, моральная ответственность участников за общее дело.

Яндекс.Метрика

© 2016 Александр Матвеевич Моисеев. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.