О проекте - Возможные стратегии участия школ в проекте и их вероятные последствия (для данной школы, других школ, проекта)

Возможные стратегии участия школ в проекте и их вероятные последствия (для данной школы, других школ, проекта)

Проект только начинается, поэтому сколько-нибудь точно говорить о тех стратегиях участия, которые в нем реально проявятся и их распространенности – невозможно.
В то же время опыт проектной работы позволяет прогнозировать не-кое многообразие таких стратегий, от выбора которых зависит успех про-екта. Это многообразие без претензий на точность и полноту показано ни-же в таблице (См.).
Говоря о возможных стратегиях участия школьных команд в нашем проекте, мы имеем в виду разные варианты соотношения следующих фак-торов:
1. Реальность-формальность участия.
2. Полнота-выборочность участия.
3. Активность-неактивность участия.
4. Позиция «реципиента»-позиция «донора»-сбалансированная позиция.
5. Большая или малая идентификация себя с проектом, сильная или слабая вовлеченность в проект (сильная вовлеченность характерна лишь для стратегий, обозначенных ниже в таблице под №№ 7 и 8).
6. Позиция «ведомого»-позиция лидера.

 

Варианты стратегий Вероятные последствия
1. Стратегия неучастия (отказа от участия). Речь здесь, разумеется. идет не о незнании о проекте, а о сознательном отказе от участия  в нем Школа при данной стратегии оказывается в стороне от проекта, не вносит  в него конструктивного вклада,  что не мешает ей позже воспользоваться его материалами и результатами
2. Стратегия номинального, форма-льного участия Последствия для школы при данной стратегии могут быть столь же поверхностными, как и ее участие в проекте
3. Стратегия минимального, фрагментарного  участия, без системы При данной стратегии сложно ожидать заметных улучшений  в практике школы, но команде можно повысить свою информированность, осведомленность
4. Стратегия сознательного, но выборочного участия При данной стратегии, если выбирающая ее школа точно понимает свои конкретные локальные потребности и дефициты, в ней возможны неплохие подвижки к лучшему. Будет жаль, что от столь управленчески грамотных школ проект рискует не получить важного продуктивного вклада для развития своей темы
5. Стратегия активного самообразования без настроя на внедрение прочитанного и узнанного в практику Нелогично и бессмысленно выступать против систематического самообразования и чтения книг, но к сожалению, знания, не работающие в практике, имеют сравнительную меньшую прочность и продуктивность. Проекту внимательные читатели смогут помочь своими отзывами, рецензиями и замечаниями 
6. Стратегия односторонне потребительского участия,  максимального прагматизма (включая и внедрение неких новых идей и подходов в свою практику), без готовности к поддержке проекта и других участников (одностороннее использование всего, что можно, в своих интересах). Школа весьма активна как потребитель,  «реципиент», но неактивна как «донор» Мы объявили об информационной открытости нашего проекта и его материалов, поэтому никак не можем  становиться в одностороннюю позицию критики по отношению к тем школам, которые по-своему эффективно и по-хозяйски используют предлагаемые в проекте ресурсы. Последствия для школы в этом случае могут оказаться полезными.
В то же время напомним, что по замыслу проекта, его ресурсы чем дальше, тем больше, станут пополняться не только автором проекта и его командой, но и его участниками.
И если кто-то сознательно не хочет вносить свой творческий вклад в проект (а при данной стратегии – это как раз так и происходит), то такое поведение точно не очень работает на прочность и развитие нашего проектного сообщества, уровень обсуждения вопросов в нем
7. Стратегия односторонне донорского участия, когда школа прежде всего нацелена на распространение и продвижение своего опыта и своих подходов по теме проекта и не очень готова чему-то учиться и внедрять то, что предлагается в проекте Такая стратегия  встречается в проектах, присуща сильным, «продвинутым» школам, хотя иногда ведет к разрушению коммуникации, конфликтам в сообществе. При конструктивном подходе носителей такой стратегии они могут принести ощутимую пользу другим участникам и проекту в целом
8. Стратегия максимального, полномасштабного  участия, участия «во весь рост» и «в обе стороны». Школа сбалансированно активна и как «донор», и как «реципиент» Не настаивая на наличии неких незыблемых проектных «законов», просто поделюсь основанной на опыте уверенностью: отдача от проекта для его участников прямо пропорциональна тому вкладу и активности, которые он сам вносит в этот проект. При данной стратегии можно рассчитывать на полезные последствия и для своей школы, и для других школ
9. Стратегия лидерства в проекте При данной стратегии школа не только ориентирована на полномасштабное участие в проекте, но и сильно идентифицируется с ним, становится лидером проектного сообщества (эмоциональным, энергетическим, коммуникативным, содержательным, организационным). Как сложится ситуация в проекте, мы узнаем позднее, но лидеры проекту нужны, причем лидеры разного типа
Яндекс.Метрика

© 2016 Александр Матвеевич Моисеев. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.