Чему в школе мешает проект и что в школе мешает проекту?

 

Жизнь устроена сложно. Если мы в чем-то не участвуем с большой активностью, значит нам что-то мешает.Как с этим обстоят дела применительно к нашему проекту, который намерен содействовать эффективному развитию школ на основе стратегического подхода к управлению?

 

Чему, каким начинаниям в школе мешает участие в проекте?

Субъективные ощущения по этому поводу могут быть самые разные, иногда приходится слышать что-то вроде: «мы тут внедряем новые ФГОСы ОО, всячески открываемся обществу, участвуем в десятках мониторингов и рейтингов, а тут еще на нашу голову Ваш проект!».

На это легко можно возразить, что проект – дело сугубо добровольное и неучастие в нем точно не является для школы никаким минусом или, не дай Бог, криминалом.

Но хочется ответить по существу вопроса (тем более, что не-участники проекта этот текст не прочтут). Так вот, я уверен, что проект, как и освоение такого новшества, как стратегический подход к управлению школой, ничему из того, чем занимается школа, помешать вообще никак не может, в принципе, то есть абсолютно – ничему и никак!

Как это понять? Не хочу ли я сказать, что внедряя новые стандарты, проводя замечательные воспитательные мероприятия, участвуя в олимпиадах, школы уже и так занимаются стратегическим управлением?

Нет, уважаемые коллеги, этого я сказать не хочу. Зато я хочу сказать, что всё, чем занимается или собирается заниматься школа, актуальное и перспективное содержание ее жизнедеятельности или другими словами – ее повестка дня, при любом положении дел зависит  от управляющих,и что в стратегическом подходе определение этой самой повестки дня, прежде всего главной, стратегической – является важнейшей задачей управления.

 При этом стратегическое управление стремится задавать такую повестку, которая максимально соответствует  не только актуальным вызовам школе, социальному заказу, но и системе ценностей, миссии, стратегиям самой школы.

Понятно. что работа управляющей системы и школьного сообщества по определению, выбору, отстаиванию и проведению своей линии, своей стратегической повестки дня, особенно в ситуации, когда очень многие ее компоненты предлагаются сверху (как те же ФГОСы) крайне важна. Но вот рассматривать ее как помеху на пути выполнения каких-то частей этой повестки кажется мне очень странным и неразумным.

Проект (если он реализуется в данной школе правильно), если и мешает чему-то, то нерациональному выбору школьной повестки дня,  плаванию по течению («что воля, что неволя – все равно!»), работе без стратегии, только по текущим указаниям сверху и в «ручном» режиме. И многому другому, что относится к до- и не-стратегическому управлению школой.

Он созидательный, но не «белый и пушистый» по отношению к неэффективной практике работы, которая встречается  «кое-где у нас порой».

А что в школе и ее работе может мешать проекту, эффективному участию в нем?

Таких помех и препятствий несколько и они более или менее понятны нам: 

  1. недостаточная мотивация к развитию школы и опережающему развитию её управляющей системы, неверие в свои силы и возможности; 
  2. отсутствие реально работающей школьной команды (для складывания которой нужны управленческая воля,  время и определённые навыки);
  3. недостаток базовых знаний и умений в области стратегического управления (что при некотором усилии снимается самим участием в проекте);
  4. слабая или формальная включенность в проект;
  5. ожидание от проекта неких готовых решений.

 

 

 

Яндекс.Метрика

© 2016 Александр Матвеевич Моисеев. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.