Вопросы и ответы - Ответы на вопросы

Вопросы - ответы

Вопрос: Есть ли какие-то ограничения при приеме школьных команд  в проект?

Ответ: Входным ограничением является прежде всего то, что в проект пока приглашаются на правах участников только общеобразовательные организации: проект может содержать материалы, интересные и для других секторов системы образования, но команда проекта пока не готова взять на себя сопровождение  проектов стратегического развития всех типов образовательных организаций.

Мы обозначили таким образом, некие  качественные ограничения. Теперь об ограничениях количественных. На начальном, стартовом и подготовительно- апробационном этапах возможность зарегистрироваться и ознакомиться с базовыми для проекта книгами предоставляется без ограничений (будем надеяться, что пропускная способность сайта проекта даст такую возможность).

Что касается участия школьных команд в основном, третьем, разработческо-внедренческом этапе проекта, ограничения, по-видимому, появятся, так как,  с одной стороны –   в ходе самоопределения не все школьные команды примут решение продолжить свое участие (тут проявится самоограничение), а с другой стороны – команда проекта должна иметь возможность эффективной многосторонней коммуникации с участниками, поддержки и сопровождения их работы, что при их значительном количестве может оказаться трудно осуществимым.

В этом случае определенные количественные ограничения могут появиться.

Вопрос: Что может повысить шансы школьной команды на участие в проекте на всех его этапах?

Ответ: Прежде всего, высокая и продуктивная активность команды, участие во всех событиях проекта, в выполнении творческих технических заданий, активность в задавании вопросов, формулировании предложений, а самое главное – в освоении  в собственной школе и внедрении в ее практику разработок проекта.

Чем в большей степени школьная команда становится субъектом внедренческого проекта и участником внедрения, тем больше у нее шансов войти в число  постоянных участников и лидеров проекта!

Вопрос: Не приведет ли участие в проекте к перегрузке участников школьных команд и росту отчетности?

Ответ: Проект и участие в нем – дело сугубо добровольное, поэтому командам и другим участникам важно самим определить оптимальные затраты времени и усилий на свое участие в проекте – как в плане взаимодействия с нашей командой, так и в плане внедрения наработок проекта в собственной школе.

Какой бы то ни было бюрократической отчетности проект не предполагает в принципе. Но информация о работе команды в виде выполненных творческих технических заданий, заданных вопросов, поданных предложений, любые формы обратной связи жизненно необходимы для проекта.

Для учета своей активности мы рекомендуем командам вести проектное портфолио, отражая в нем главные вехи участия в работе.

Знакомство команды проекта и всех его участников с содержанием таких портфолио позволит нашему сообществу лучше понимать реальную динамику проекта и разумно влиять на нее.

Мы полагаем также, что участник нашего добровольческого во всех отношениях  проекта имеет право на выход из него, если дальнейшее участие оказывается сложным по тем или иным причинам. Желательно, чтобы о решении о таком выходе команда проекта своевременно получала бы информацию.

Вопрос: Проект отстаивает определенные концепции стратегического управления школой, построения школьных программ эффективного развития. Как быть, если взгляды школьных команд (или их научных консультантов) существенно отличаются от концепций, продвигаемых проектом?

Ответ: Если учесть, что в стратегическом менеджменте организаций существует свыше 10 признанных и при этом конкурирующих между собой научных школ, такая ситуация, действительно, вполне возможна – монополией на научную истину не обладает никто.

Что думает о таких ситуациях команда проекта и что предлагается делать в таком случае?

Мы действительно не можем и не готовы нести ответственность за все и любые понимания стратегического управления школой и альтернативные нашим подходы к программам развития школ,  и мы действительно настроены на продвижение определенных концепций, изложенных в наших книгах.

Но это не кажется нам серьезной и непреодолимой сложностью:  концептуальные и методологические разногласия при наличии доброй воли всегда можно зафиксировать, обсудить, четче объяснить свои позиции, выработать некий консенсус.

Если же разногласия все же оказываются принципиальными и неустранимыми, и наши подходы по каким-то причинам не встретят понимания и поддержки у некоторых участников, у них, разумеется,  есть возможность инициировать другие подобные проекты, отстаивать альтернативные концепции, как и у нас есть возможность аргументированно отстаивать свои подходы.

Конкуренция как собственно подходов к разным новшествам, так и подходов к поддержке их внедрения новшеств будет полезной для развития теории и практики образовательного менеджмента, развития школы.

Вопрос: Среди потенциальных участников проекта могут оказаться энтузиасты предлагаемого вами подхода и скептики; школы, давно и успешно осваивающие стратегический подход к управлению и новички, делающие первые шаги. Реально ли сделать проект интересным и полезным сразу для всех столь разных его участников?

Ответ: Ситуация большого разброса в стартовых позициях и уровнях готовности участников проекта зафиксирована в вопросе абсолютно правильно. Выходом из положения, на наш взгляд, может стать предложение разным участникам проекта множества разнообразных материалов и заданий, позволяющего школьным командам точнее определить и осмыслить  актуальный уровень развития своей готовности к решению задач проекта и увидеть зону ближайшего развития.

Если школа делает первые шаги в практике стратегического управления, она, вероятно, будет готова узнавать как можно большее о нем; если же школа уже является носителем интересной и эффективной практики в этой сфере,  от такой школы проект будет ожидать  описания и представления такой практики.

Вопрос: Предлагаемые книги по теме проекта достаточно обширны по своему объему, и полное знакомство с их текстами может занять длительное время. Не приведет ли это к большим потерям времени на старте проекта и как можно компенсировать эти потери?

Ответ: Во-первых, мы не рассматриваем время, затраченное на чтение книг, как время, потерянное для работы. Поэтому мы полагаем, что апробационно-подготовительный этап проекта должен занимать определенное время до принятия школами осмысленного решения о переходе к следующему проектному этапу, и это время должно планироваться и входить в общий план-график участия в проекте в школе.

Во-вторых, обращение к содержанию книг в ходе проекта точно  не будет исчерпываться только их разовым прочтением в начале проекта: содержание книг должно стать и станет средством и инструментом при решении всех проектных задач. Так, в процессе разработки проектирования внутришкольных  систем стратегического управления школой команда проекта будет вести пошаговое обсуждение всех компонентов базовой модели таких систем, постоянно обращаясь к написанному об этом в книгах и вводя новые идеи и подходы.

В-третьих, мы планируем проведение на сайте виртуальных читательских конференций, которые позволят быстрее освоить материал книг.

В-четвертых, в помощь освоению материалов книг и решению проектных задач на сайте проекта в соответствующих рубриках будут даваться консультации и ответы на вопросы.

Вопрос: Будет ли в проекте обеспечена свобода высказывания мнений и представление участникам позиций и мнений, исходящих не только от команды проекта, но и от самих участников?

Ответ: Коллективный, диалогический, дискуссионный  характер работы в проекте является одной из главных его ценностей, поэтому открыты для высказывания разных мнений и позиций.

Мы обязательно будем, запрашивая определенную информацию от наших участников, уточнять, готовы ли они к публикации своих ответов или другой информации.

В то же время это не означает гарантии публикации для всеобщего доступа всех и любых материалов по теме проекта, не говоря уже о материалах, выходящих за его рамки. Иными словами, на сайте действует система премодерации контента, что, в частности, связано с тем, что проект ставит задачу продвижения, апробации и внедрения определенных идей по конкретной тематике, а не задачу освещения и озвучивания всех существующих подходов и по любым темам.

Мы уверены, что участники, высказывающие содержательные, конструктивные и креативные идеи, обязательно будут вместе с их взглядами широко представлены проектному сообществу и услышаны коллегами.

Вопрос: Мы хотели бы принять участие в проекте как школьная команда, но не уверены, что это начинание будет поддержано нашим учредителем. Что посоветуете сделать?

Ответ: Разумеется, мнение учредителя всегда важно и следует учитывать, в то же время следует помнить, что согласно п. 1. ст. 28 «Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации» и согласно п. 2 той же статьи: «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».

Наш проект ориентирован на непрерывное и эффективное инновационное развитие школ и такое же профессиональное развитие руководителей школ, педагогов, других участников образовательных отношений.

Со своей стороны мы широко информируем и будем информировать о проекте территориальные (региональные и муниципальные) органы управления образованием, рассчитываем на сотрудничество с ними и моральную  (а модет быть – и более широкую) поддержку ими участия школ в проекте.

Вопрос: Может ли школа, участвующая в проекте, создать и предъявить свой, собственный проект? 

Ответ: Несомненно, да, и это прямо предусмотрено дизайном проекта.

Во-первых, главное содержание работы школ в проекте – разработка, создание и запуск собственных школьных систем стратегического управления и собственных программ эффективного развития школ. Команда проекта будет в этом оказывать школам всемерную поддержку, предлагать общие рамочные модельные решения, рекомендовать литературу к теме,  но проектировать что бы то ни было за школьные команды не планирует.

Во-вторых, вполне возможна и вероятна ситуация, при которой школа в рамках общей тематики и проблематики проекта выберет для углубленной проработки некие наиболее близкие ей конкретные аспекты этой тематики и проблематики, более узкие темы, по которым в итоге создаст и представит эксклюзивные, уникальные  авторские разработки и опыт.

Это касается также работы на региональном и муниципальном уровне, где регионы и муниципалитеты могут при сохранении общей содержательной и концептуальной линии всего проекта как целого выбрать конкретные темы для своих проектов, расставлять свои акценты и приоритеты с учетом особенностей территорий и интересов участников проекта.

Вопрос: Правильно ли мы понимаем, что здесь можно получить ответ на любой вопрос, касающийся темы о стратегическом управлении школой?

Ответ: Дать на этот вопрос однозначно положительный было бы со стороны команды проекта чересчур самонадеянно. Но попытку ответа, если она не превышает пределов нашей компетенции и нашей компетентности, мы предпримем.

Вопрос: До завершающего этапа проекта – этапа распространения и диссеминации результатов,  в вашем проекте еще далеко. Значит ли это, что ждать распространения результатов проекта для их использования в школе нужно еще длительное время?

Ответ: Нет, не значит. Проект с самого начала предлагает школам большой пакет базовых научно-методических рекомендаций, разработанных его командой. Эти рекомендации, и Вы увидите это на сайте, постоянно пополняются и далее будут пополняться как за счет работы команды, так и за счет усилий и активности более широкого проектного сообщества, всех участников проекта.

 

Яндекс.Метрика

© 2016 Александр Матвеевич Моисеев. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.